Проблема
1. Насосы марки varisco (Италия) применяются в системе очистки промышленных стоков с высоким содержанием абразивных компонентов. Стоимость насоса (различных модификаций применяемых на предприятии) 600-1300 евро. Материал корпуса – серый чугун. При существенном износе защитной пластины (под крыльчаткой) и частично корпуса (см. Рис.1-2) — падает производительность. Ресурс работы насоса до замены – до 30 рабочих дней. Насос требуется заменять полностью. Производитель не поставляет запчасти.
1.1. Кольцо удаляется с трудом. Болты крепления изношены и из корпуса не удаляются.
1.2. Защитное кольцо изготовлено из малоуглеродистой стали (типа ст3сп) или чугуна (маловероятно). Даже если бы это кольцо изготавливали из закаленной стали — износ был бы таким же. Изготавливать кольцо возможно индустриально из полиуретана, керамики, резины.
1.3. В условиях единичного производства реально только изготовление с упрочняющим покрытием.
1.4. После упрочнения поверхности крепить, используя прежние резьбовые отверстия нереально! Выполнить отверстия через упрочненный слой (1,5 мм 55-62 HRC)– исключительно сложно и затратно.
Решение
2.1. Восстановление частично поврежденных поверхностей корпуса сваркой и наплавкой специальными сварочными материалами для обработки чугуна. Возможно наплавкой, возможно приваркой недостающих элементов и накладок, частично с применением специальных мастик фирмы МЕК (Мессер-Кастолин). Шлифовка по месту «заподлицо» в целях обеспечения приемлемых условий для движения жидкости.
2.2. Изготовление заготовки защитных колец из малоуглеродистой стали.
2.3. Нанесение подслоя C-Ni-Cr-B-Si (0,1-0,2 мм) и основного слоя C-Ni-Cr-B-Si +Cr3C2 оплавление покрытия. Суммарная толщина слоя 1,4-2,0мм. По коррозионной стойкости – выше, чем аустенитная сталь, т.к. практически не содержит железа (до 6% масс.). По износоустойчивости – примерно в 4-6 раз выше , чем закаленная ст 45.
2.4. Выполняется шлифовка рабочей поверхности и тыльной поверхности на плоскошлифовальном станке.
2.5. После шлифовки производится абразивная обработка корпуса (в месте установки кольца) и тыльной стороны кольца. Затем производится плазменное напыление выкоадгезивного покрытия 0.05 мм на обе поверхности. На обе поверхности наносится эпоксидный компаунд с пластификатором и наполнителем и затем кольцо вклеивается в корпус насоса.
2.6. Клеевое соединение по данной технологии будет работать при температурах до 80С. За счет проникновения клеевой массы в ОБА покрытия адгезия существенно возрастает. При этом толщина самого клея не свыше 0,1-0,2 мм, что позволяет повысить стойкость к вибрациям. Разборка такого соединения возможна только за счет нагрева (150-200С) и сдвига.
Технический эффект
3.1. Насосы после ремонта (около 5 шт.) отработали свыше года (повышение ресурса в 10-15 раз!).
3.2. Повторный ремонт. Корпус (см. Рис 5) отремонтирован: — защитное кольцо, вклеенное ранее, удалено нагревом газовой горелкой (около 300С); — корпус реставрирован путем приварки недостающих элементов, зачищен, произведена абразивная обработка и повторное крепление нового защитного кольца.
3.3. После повторного ремонта насос работает с 04. 2015 г., т.е. свыше 6 месяцев (6 сроков службы нового насоса!). Фактически за два ремонта насос отработал около 12-15 сроков работы нового неупрочненного насоса. Экономия (ориентировочно) за счет снижения затрат на покупку новых насосов около 15тыс евро на один насосный агрегат.
Экономический эффект
4.1. Ресурс работы насосов может быть увеличен в 5-10 раз.
4.2. Целесообразно выполнять повторное восстановление. В целях сохранения ремонтопригодности корпуса — ограничить срок эксплуатации отремонтированных насосов 5-6 месяцами, после чего возможно неоднократное повторное восстановление.
4.3. Стоимость ремонта насоса составляет 7-10% от стоимости нового насоса при повышении ресурса в 5-10 раз. 4.4. Многократно ( в 5-10 раз!) сокращаются издержки на ремонт и техническое обслуживание систем, содержащих насосы varisco.